СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СТРАХОВАНИЯ
Современные
технологии
страхования
г.Реутов, ул. Октября, д. 28

Жалобы и претензии на страховую компанию

Способна ли жалоба на страховую компанию помочь человеку, заключившему с ней договор? Страхование, призванное защищать имущественные интересы людей, порой превращается в испытание нервов. Куда пожаловаться на страховую компанию и какой результат это может дать?

Распространенные нарушения, допускаемые страховщиками

Страховщики не отличаются разнообразием в методах и способах “борьбы” с клиентами. Со временем меняется тактика. Компании приспосабливаются к судебной практике, требованиям контролирующих органов, методам “антистраховщиков”, но стратегическое направление остается одно – минимизация собственных расходов путем уменьшения размеров выплат или отказов в них. К таким нарушениям относят:

  • отказ в выплате;
  • уменьшение выплаты;
  • нарушение сроков выплаты.

При заключении договора страхования агент расписывает достоинства своего страховщика, принятых Правил, приводит примеры расчета страховой выплаты, может даже предложить скидку за счет своего вознаграждения. Но обязательно умолчит о таком важном разделе Правил, как “Исключения из страховых случаев”. Именно там кроются причины неожиданных отказов, порой по самым нелепым основаниям. Большинство отказов в выплате по основаниям, указанным в Правилах, легко оспариваются в суде.

Уменьшение размера выплаты происходит зачастую в связи с тем, что по большинству видов страхования (для граждан наиболее актуально КАСКО) страховая компания самостоятельно определяет размер ущерба. Не надо объяснять, как будет сделан расчет. Простая претензия в страховую компанию по КАСКО результатов не принесет, нужна помощь независимого оценщика.

Задержка выплаты, казалось бы, совершенно бессмысленное действие. Рано или поздно заплатить придется. В действительности, финансовые организации находятся под жестким контролем. Финансовые показатели компании должны соответствовать определенным требованиям. Собственникам и руководству порой предпочтительнее ответить на жалобу за задержку выплаты, чем продемонстрировать перед Центральным Банком РФ несоответствие требованиям финансовой устойчивости за определенный период. Поэтому выплаты, которые должны быть произведены в этом квартале или месяце, переносятся на более поздний срок.

Куда жаловаться на страховую компанию?

Наиболее актуальными видами страхования для граждан являются ОСАГО и КАСКО. Но если большинство автовладельцев знают, что “по ОСАГО главный – РСА”, то вопрос, куда жаловаться на страховую компанию по КАСКО, вызывает затруднения. В лучшем случае называют Центральный Банк РФ. В действительности же контролирующих и государственных органов, общественных организаций, в которые можно обратиться, намного больше. Ниже приведен не исчерпывающий их список:

  • Центральный банк РФ.
  • Российский Союз Автостраховщиков (применительно к ОСАГО).
  • профессиональные объединения страховщиков.
  • органы управления страховой компанией.
  • прокуратура, следственный комитет.
  • органы местного самоуправления.
  • общественные организации по защите прав потребителей.

Условно разделим их на связанные со страховой деятельностью (пп. 1-4) и не связанные (пп. 5-7).

Контакты отдела по работе с физ лицами: 8 (495) 777-64-16

Связанные со страховой деятельностью

ЦБ РФ осуществляет контроль и регулирование деятельности всех финансовых организаций. К полномочиям ЦБ РФ по отношению к страховым компаниям относится лицензирование, контроль финансовой устойчивости, проведение проверок соблюдения законодательства, выдача обязательных для исполнения предписаний, приостановление действия лицензии и ее отзыв. Большое количество жалоб на одного страховщика может повлечь за собой проведение внеплановой проверки, по результатам которой возможно приостановление действия лицензии, а впоследствии ее отзыв.

За период с января по ноябрь 2016 года отозваны лицензии у 68 компаний. Значительное число лицензий приостанавливалось или ограничивалось. За первые 3 квартала 2016 года ЦБ РФ выдало 417 предписаний. Из этой статистики видно, что ЦБ РФ – жесткий регулятор. Но не стоит обольщаться. Жалоба будет обязательно рассмотрена, и в страховую компанию направят запрос с требованием дать пояснения по факту нарушения прав страхователя. Ушлые юристы такие пояснения предоставят. В подавляющем большинстве случаев жалоба в ЦБ РФ по единичному нарушению эффекта не даст.

Компетенция РСА ограничивается рассмотрением жалоб на нарушения прав потерпевших в рамках договора ОСАГО. Представляет собой некоммерческую организацию, общероссийское профессиональное объединение страховщиков ОСАГО. Основано на обязательном в силу закона членстве. РСА не может повлиять на действие лицензии, но за нарушения законодательства вправе исключить страховую компанию из своих членов. Исключение из членов автоматически означает запрет на осуществление деятельности.

РСА проводит проверки деятельности страховщиков в рамках осуществления ОСАГО, выдает обязательные для исполнения предписания, выписывает штрафы, размеры которых составляют сотни тысяч рублей. Выдача бланков полисов ОСАГО и решение вопроса о количестве выдаваемых бланков каждой страховой компании также относится к компетенции РСА.

Процедура рассмотрения жалобы в РСА аналогична. Жалоба будет рассмотрена, запрос направлен, пояснения получены, ответ заявителю подготовлен. Внеплановые проверки обычно заканчиваются штрафами.

Помимо РСА существуют и другие профессиональный объединения. Наиболее значимым является Всероссийский союз страховщиков (ВСС). В его состав входят около 200 компаний. Цели деятельности ВСС носят в основном корпоративный характер и направлены на продвижение интересов страховых компаний, хотя определенные дисциплинарные меры к своим членам он применить может.

Иные профессиональные объединения созданы по территориальному или специализированному признаку. Всего насчитывается 46 профессиональных объединений, включая РСА. За исключением последнего, какими-либо значимыми полномочиями в отношении своих членов они не обладают и преследуют корпоративные цели.

Подача жалобы в орган управления страховой компании выглядит экзотично, хотя может иметь последствия вплоть до применения мер дисциплинарного взыскания к нерадивому работнику. Жалобу необходимо направлять именно центральному руководству, а не директору филиала или представительства.

Не связанные со страховой деятельностью

Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов на территории РФ. Нарушение прав страхователя подпадает под компетенцию прокуратуры. Задачами следственного комитета является оперативное и качественное расследование преступлений. Жалоба в прокуратуру или заявление в следственный комитет имеют смысл при наличии признаков состава преступления. Ст. 159.5 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за мошенничество в сфере страхования, под которым понимается присвоение чужого имущества путем обмана относительно страхового случая или размера страховой выплаты. Сложность в том, что необходимо доказать умысел, а сделать это практически невозможно. Если признаков состава не обнаружено, прокуратура и следственный комитет предложат обратиться в суд.

Страхование подпадает под действие Закона РФ “О защите прав потребителя”. Согласно ст. 44 Закона органы местного самоуправления вправе рассматривать жалобы потребителей, давать консультации, обращаться в суд в защиту их прав. В районных администрациях действуют отделы по защите прав потребителей, которые и выполняют эти функции. Обращение в районную администрацию, как правило, влечет за собой подачу жалобы в суд, но заявитель теряет половину штрафа, присуждаемого органом за нарушение прав потребителя.

Полномочия общественных организаций по защите прав потребителей определены ст. 45 Закона РФ “О защите прав потребителей”. Подача жалобы в общественную организацию также повлечет обращение в суд, но заявитель несет расходы на представителя или теряет половину штрафа.

Куда жаловаться?

Если перед страхователем стоит задача “досадить” обидевшему его страховщику, обеспечить сотрудников компании дополнительной работой по подготовке ответов (а это может занять большое количество времени и отнять много сил), жаловаться можно в любой из вышеперечисленных органов или во все одновременно. Если такой задачи нет, то тратить время на переписку малоэффективно. При нарушении прав необходимо обратиться к юристу или в общество по защите прав потребителей. В конечном итоге дело все равно закончится судом.